Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 07:39

МАОУ Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды

Меню сайта
Прогноз погоды
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Мы уже...
Поиск по сайту...
Войти
Главная » 2015 » Февраль » 23 » ВНИМАНИЕ!!! Психологическая готовность к ГИА (информация для выпускников).
21:04
ВНИМАНИЕ!!! Психологическая готовность к ГИА (информация для выпускников).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ГИА

(информация для выпускников)

               Государственная итоговая аттестация (ГИА) отличается от привычных форм проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ и устных экзаменов, поэтому выпускники могут воспринимать экзамены как стрессовую ситуацию, испытывать повышенную тревогу. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Важно осознать необходимость подготовки к ГИА не только в виде заучивания материала, но и психологически себя правильно настроить.  

             Психологическая готовность к ГИА состоит из двух важных факторов, влияющих на результат экзаменов:

1. Обладание необходимой информацией. Это предоставление наиболее полной информацией о ГИА: что такое единый государственный экзамен, сведения о процедуре и правилах на экзамене, о тех правах, которые есть у выпускников. По данным вопросам готовят предметники и психолог.

2. Умение выработать индивидуальный стиль работы на экзамене. Разработка и тренировка поведения в школьных и домашних условиях: как планировать свои действия на экзамене, как справиться со стрессом на экзамене, как создать уверенное поведение, как поддерживать высокую мотивацию в течение всего экзамена. Данные вопросы проговариваются при взаимодействии с родителями, педагогами и психологом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

• Информационный блок

1. В ГИА разные задания - есть простые и есть трудные (в конце каждого варианта). Статистика показала, что по большинству предметов примерно половина школьников справляется с примерно половиной заданий. Это нормально для тестового метода. Тестовый метод не предполагает, чтобы решались все задания. Даже отличники решают только 70-80 процентов заданий.

2. Все варианты Единого экзамена состоят из двух частей. Более трудные задания (например, почти все задания типа С) собраны во второй части. Для получения "тройки" достаточно успешно выполнить фактически только первую часть. Одно задание типа "С" дает по математике примерно в четыре раза больше очков, чем одно задание типа "А". По русскому - в три раза и т.д. На основе статистики производится калибровка заданий по трудности, и за более трудные дается больше очков.

3. Как влияют результаты ГИА на школьный аттестат? Принято следующее правило: при расхождении балла ГИА (по пятибалльной шкале) и годовой оценки на один балл в аттестат идет более высокий, при расхождении в два балла - средний. Данное правило означает, что "троечники" сохранят за собой тройки в аттестатах даже в том случае, если по ГИА они получат "двойки". ВУЗ принимает лишь результат ГИА - то есть, работает со свидетельством, а не с аттестатом.

• Эмоциональный блок

Любой экзамен – это стресс. В ситуации экзамена, человек обычно тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют простые психологические способы, как справиться с тревогой в ситуации экзамена.

1. Аутотренинг.

Аутотренинг - очень эффективный способ позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание. Правила составления формулы аутотренинга: - Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается. - Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться». Например, удачной будет такая формула: «Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен»

2. Релаксация.

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

• Поведенческий блок

Очень важно вести себя уверенно. Для этого нужно понимать весь алгоритм действий. Кроме того, у каждого из нас есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации. Необходимо выработать конструктивное отношение к экзамену, научиться воспринимать его не как испытание, а как возможность проявить себя, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.

КАКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА:  

Причины личностных трудностей

 - Недостаток информации о процедуре      

-     Незнакомое место, незнакомые взрослые     

 -     Повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене (что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности)

 -     Неадекватная самооценка    

  -     Несамостоятельность мышления и действия, отсутствие целеустремленности.

Причины познавательных трудностей:

Недостаточный объем знаний

Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями

Неспособность гибко  оперировать системой учебных понятий предмета

Неумение оперировать учебным материалом

Эти трудности являются результатом всего периода обучения в школе!  

Необходимые психические функции на экзамене:

Высокая мобильность, переключаемость.

Высокий уровень организации деятельности.

Высокая и устойчивая работоспособность.

Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

Четкость и структурированность мышления, комбинаторность

Сформированность внутреннего плана действий

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ:  

При подготовке к экзаменам

1. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знакомо, а начинать учить незнакомый, новый. 

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть, высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв.

3. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

4. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром, предварительно, попробовав вспомнить и проговорить его самостоятельно.

6. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Накануне экзамена

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Не надо себя переутомлять. 

Необходимо выспаться как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя. В пункт сдачи экзамена нужно явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

  Перед началом тестирования

В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д). Будь внимателен! Оттого, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Во время тестирования

- Сосредоточьтесь! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда вы прояснили все непонятные для себя моменты, постарайтесь сосредоточиться и забыть про окружающих. Для вас должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ваших ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитайте вопрос дважды и убедитесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется.

- Нужно пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

- Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условия задания "по первым словам" и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

- Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его и отметьте, чтобы потом к нему    вернуться.  Тогда вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, и вы войдете в рабочий ритм. Вы тем самым освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

 - Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь. Просто глупо недобрать очков только потому, что вы не дошли до "своих" заданий, а застряли на тех, которые вызывают у вас затруднения.

- Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже, допустим, решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Здесь и другой бесценный психологический эффект

- забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по силам). Думайте только о том, что каждое новое задание -это шанс набрать очки. 

 - Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

- Запланируйте два круга! Рассчитайте время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда вы успеете набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые вам вначале пришлось пропустить ("второй круг").

- Если не смогли в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. При этом выбирайте такой вариант, который, на ваш взгляд, имеет большую вероятность.

- Проверьте! Оставьте время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

- Не огорчайтесь! Стремитесь выполнить все задания, но помните, что на практике это нереально. Учитывайте, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных  заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность!                     УДАЧИ ВАМ НА ЭКЗАМЕНАХ!

 

Просмотров: 328 | Добавил: prudishool | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024