ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ГИА
(информация для родителей)
Государственная итоговая аттестация отличается от привычных форм проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ и устных экзаменов, поэтому выпускники могут воспринимать экзамены как стрессовую ситуацию, испытывать повышенную тревогу. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Также важна мотивация, направленность на результат во время экзамена, и здесь важно, чтобы выпускники осознали необходимость подготовки к ГИА не только в виде заучивания материала, но и психологически себя правильно настроили, в чем родители могут оказать эффективную помощь.
Психологическая готовность к ГИА состоит из двух важных факторов, влияющих на результат экзаменов:
1. Обладание необходимой информацией. Это предоставление наиболее полной информацией о ГИА: что такое единый государственный экзамен, сведения о процедуре и правилах ГИА, о тех правах, которые есть у выпускников. По данным вопросам готовят предметники и психолог. Полезно родителям несколько раз проговорить вместе с ребенком все информационные блоки по ГИА.
2. Умение выработать индивидуальный стиль работы на экзамене. Разработка и тренировка поведения в школьных и домашних условиях: как планировать свои действия на экзамене, как справиться со стрессом на экзамене, как создать уверенное поведение на экзамене, как поддерживать высокую мотивацию в течение всего экзамена. Данные вопросы проговариваются при взаимодействии с родителями, педагогами и психологом.
Рекомендации родителям:
1. Перед экзаменом рекомендовано в домашних (спокойных, безопасных) условиях провести пробный экзамен (демонстрационный вариант из интернета). Это даст возможность увидеть реальные затруднения ребенка и устранить их, проработав без ограничения времени.
2. Еще раз для усвоения проговорить вместе с ребенком этапы действий на экзамене – он будет придерживаться алгоритма и это придаст ему уверенности и снизит тревогу, исключит нервную дрожь.
3. Перед экзаменом проконтролировать, чтобы ребенок был в ресурсном состоянии: выспался, был сыт, бодр и мотивирован, - это увеличит его работоспособность.
4. Полезно повысить самооценку ребенка, при этом помогают фразы, придающие уверенность: «Ты справишься», «Я в тебя верю», «Я с тобой» и др.; можно сделать дыхательную гимнастику, которая способствует восстановлению равновесного состояния.
5. Помните, что после напряженного экзамена необходима эмоциональная разрядка. Рекомендовано сначала дать возможность ребенку проговорить все, что его волнует, а затем предпринять совместный поход в кинотеатр, на прогулку в лес или организовать мероприятие по интересам – нужно переключить внимание и снять напряжение дня.
|